Как олды на балах флексили
В XIX веке бал был мероприятием, на котором дамы знакомились с кавалерами, кавалеры заключали деловые соглашения, пожилые сплетницы распускали новые слухи, а юные барышни показывали себя высшему обществу.
Но какое место на балах отводилось танцам?
Несмотря на то что бал был, в первую очередь, местом встреч и общения, танцам на них, естественно, уделялось большое внимание.
Торжество начиналось с полонеза — медленный ритм и простота движений позволяли всем гостям познакомиться друг с другом и хорошенько друг друга рассмотреть.
Затем следовала кадриль — танец, который настраивал на тусовочный вайб.
Вот так, например, описывал кадриль современник Лермонтова, Вурхгольц: «Десять или двенадцать пар связывали себя носовыми платками, и каждый из танцевавших, попеременно, идя впереди, выдумывал новые фигуры. Особенно дамы танцевали с большим увлечением. Когда очередь доходила до них, они делали свои фигуры не только в самой зале, но и переходили из нее в другие комнаты, некоторые водили в сад, в другой этаж дома и даже на чердак».
Кадриль была классным игровым элементом бала, ведь никто из присутствующих не мог предсказать, куда она его приведёт.
Когда танцевальное приключение заканчивалось, начинался вальс. В начале XIX века вальс был чрезвычайно популярен: его умели танцевать все. Он особенно нравился молодежи, а вот более зрелые участники балов этот танец осуждали, считая его непристойным. Они полагали, что барышня в объятиях мужчины — это слишком неприлично.
Чтобы не выглядеть чересчур безнравственно, во время вальса танцующие должны были придерживаться определенных правил: танцевать не слишком близко друг к другу, не отворачивая друг от друга головы, с «приятно открытыми» глазами (видимо, чтобы танцующие даже не думали принимать порочный вид).
Кульминацией бала была мазурка. Этот подвижный танец польских крестьян в XIX веке приобрел широчайшую популярность в высшем свете.
В мазурке можно было максимально продемонстрировать свое мастерство танцора, так что часто это были сольные выступления парочек, которыми любовались остальные гости.
А завершал бал котильон — разновидность кадрили, которую танцевали на мотив вальса. Танцмейстер Петровский так описывал котильон: «Фигуры с шутками, и подавание карт, узелков, сделанных из платков, и обманывание и отскакивание в танце одного от другого, и перепрыгивание через платок, и, что всего привлекательнее, битье кавалером в ладоши вслед вальсирующей паре».
Как и кадриль, котильон обожала молодежь и, по мнению пожилых представителей высшего общества, приходила на бал только ради него.
А что еще происходило на балах в XIX веке ты узнаешь, если посмотришь «Бедную Настю» на СТС Love!